2006

Благотворительные сезоны

«Благотворительности тоже надо учиться, это не так просто, как кажется на первый взгляд. Как выбрать, кому помогать и надо ли выбирать? Можно ли навредить добрыми делами? Как сделать так, чтобы небольшие благотворительные средства дали максимум результата? Часто те, кто помогает другим, даже не задумываются над этими вопросами, а потом, когда обожгутся, сетуют, что не знали о подводных камнях и быстрых течениях.  «Умную благотворительность» надо самим системно развивать».

Марина Михайлова, директор Центра социальных технологий «Гарант»

Как это было

Сложный период

Это был сложный период, когда Ресурсные центры для НКО жили практически без поддержки. Но инфраструктурным организациям, которые выбрали это направление деятельности, надо было не только выживать самим, но и поддерживать НКО, которые надеялись на их помощь.  «Гарант» еще даже до официального своего рождения  заявил о том, что одно из ключевых направлений его работы — развитие системной местной благотворительности.

Оглядываясь назад, эти годы — с 2003 по 2007, можно назвать периодом хаоса для НКО. В начале 2000-х были созданы тысячи некоммерческих организаций в стране. Но, как уже говорилось, создать организацию — полдела, а вот как сделать ее устойчивой, как развивать — мало кто понимал. Государственной поддержки практически  не было, системная благотворительность только-только зарождалась.

Конечно, и для «Гаранта» время было трудное. Но, оказалось, что созданная в предыдущие годы Центром система эффективна, и в кризисе она стала опорой и поддержкой. Прежде всего — это Попечительский (благотворительный) совет и грантовые конкурсы, в том числе на консолидированный бюджет.

Шесть грантовых конкурсов и 2 000 000 рублей

Шесть грантовых конкурсов социальных проектов для НКО и бюджетных организаций провел «Гарант» в 2006 году! Четыре из них — на средства консолидированного бюджета:
мэрии города, Комитета по делам женщин, семьи и молодежи администрации области и бизнес — компаний. Почти два миллиона рублей составил грантовый бюджет конкурсов 2006 года. По тем временам это были очень существенные средства для поддержки социальных инициатив. А если учесть и сложности периода выживания для НКО! Центр «Гарант» делала все возможное, чтобы помочь региональным НКО устоять.

Благотворитель должен знать…

В этом же году «Гарант» запускает проект «Благотворительные сезоны». Его основная целевая аудитория — бизнес. Команда  «Гаранта» — оператор грантовых конкурсов и инициатор создания Попечительского совета — была уверена, что предприниматели, которые вкладывают средства в решение социальных проблем, должны знать, на что потрачены их пожертвования, на решение каких социальных проблем повлияли вложенные ими средства. Бизнес должен видеть результаты своих вложений! Это основа, фундамент системной благотворительности.

А в это время в стране и Архангельске

А в это время в стране и Архангельске

Вернемся к событиям в Центре «Гарант»

Благотворительный сезон — это серия просветительских мероприятий для бизнеса о деятельности организаций, ставших победителями грантовых конкурсов социальных проектов, на которые бизнес выделял средства.

«Гарант» вместе с организациями — победителями конкурса, готовил и проводил экскурсии для представителей бизнеса в НКО и бюджетные учреждения, рассказывал о деятельности организаций и показывал, как полученные грантовые средства помогли решить ту или иную проблему.

Как родилась идея конкурса «Благотворитель года»?

В 2006 году на официальное закрытие Благотворительного сезона  «Гарант» пригласил в гости НКО, представителей органов власти и бизнеса. Все вместе подвели итоги года. Это было совсем не скучно. Вспоминали трогательные веселые истории, сообща подсчитывали количество благополучателей и проведенных мероприятий, выявляли социальный эффект и строили планы на будущее. И, конечно, благодарили предпринимателей, которые помогли воплотить проекты в жизнь. Именно тогда и родилась идея ежегодно проводить конкурс «Благотворитель года Архангельской области» и награждать благотворителей за их добрые дела.

Идея воплотилась в жизнь через несколько лет, и конкурс «Благотворитель года» стал проводиться в Архангельской области ежегодно. Сначала это делал Центр «Гарант», а с 2019  конкурс  проводится Правительством области.

«Аналитика об умной благотворительности»

Идея конкурса «Благотворитель года» стимулировала рождения еще одного важного направления по взращиванию «умной благотворительности». Два раза в месяц в газете «Бизнес-класс Архангельск», журнале «Бизнес Севера» и других популярных среди предпринимателей области изданиях начали выходить статьи о благотворительности, о третьем секторе, о представителях бизнеса, которые включаются в решение социальных проблем и становятся партнерами некоммерческих организаций. Это не просто событийные заметки о деятельности архангельских НКО. Это серьезные аналитические материалы, которые дали возможность бизнесу и органам власти сформировать представление о системной, «умной благотворительности».

В течение нескольких лет «аналитика об умной благотворительности» в местных СМИ была одной из приоритетных задач «Гарант» в работе по развитию местной благотворительности.

Цифры

24

статьи о благотворительности вышли в газетах и журналах Поморья

4

конкурсные программы на консолидированный бюджет администрировал «Гарант» в этом году

750 000

рублей вложила компания «Полярное Сияние» в реализацию социальных проектов — победителей грантового конкурса

750 000

рублей выделены бюджетами города и области на реализацию социальных проектов победителей грантовых конкурсов

400 000

рублей выделил именной фонд Александра Донского на программу «Нам здесь жить»

Почему это важно

Просветительские проекты об «умной благотворительности» усилили партнерство НКО и бизнеса. В деятельность Попечительского совета были вовлечены новые бизнес-компании и предприниматели.

Забегая вперед

В 2010 году был дан старт конкурсу «Благотворитель года», идея которого родилась на закрытии Благотворительного сезона 2006 года. Конкурс стал ежегодным.

Через несколько лет Гарант открыл «Кухню благотворительности» (проект был придуман «Форумом доноров», который дал разрешение на использование этой идеи в Архангельской области). На «кухню» приглашались представители бизнеса, которые в непринужденной обстановке обсуждали свой опыт в благотворительности, анализировали риски и возможности, выявляли приоритеты. На “Кухне”, рождались совместные благотворительные проекты. “Кухня благотворительности” стала одной из просветительских площадок для бизнеса по вопросам системной благотворительности.

Благотворительный марафон «Добрый Архангельск», запущенный в 2011 году, воплотил в жизнь мечты  о партнерстве НКО и бизнеса в реализации благотворительных проектов.

«Доброе ТВ» тоже берет начало в Благотворительных сезонах 2006 года, Телевизионная программа стала самой мощной просветительской площадкой о благотворительности не только в регионе, но в России.  

Читать еще: